Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Культура

Павел Дроздов. Провинциальные истории

Пятница, 18 сентября 2009

Как ни крути, а режиссер игрового кино в Твери – явление редкое, тем более такой, чье имя было бы на слуху. Тверитянин Павел Дроздов стал известен после того, как его картина «Ранняя оттепель» получила признание на четырех (!) кинофестивалях. Второй фильм молодого режиссера, «Ножницы», недавно тоже стал лауреатом – на фестивале молодежного кино с таким же названием: «Ножницы».







«Ранняя оттепель», ставшая для Павла своеобразной путевкой в режиссерскую жизнь, – это короткометражное кино, снятое по мотивам одноименного рассказа тверского писателя Евгения Борисова. Снято как учебная курсовая работа на факультете экранных искусств Института кино и телевидения в Санкт-Петербурге, где учится Павел Дроздов.


Действие фильма происходит в послевоенном Калинине. Школьник Жека Семенов, сын секретаря обкома, слепил с друзьями во дворе снеговика. С «лицом», похожим на Сталина. После звонка сверху отец мальчика, старший Семенов, в страхе собирает чемодан – готовится к худшему. Тронуть снеговика с «таким лицом» никто не решается, но и оставить его стоять во дворе вроде бы нельзя. Всё расставляет по своим местам… оттепель. К утру от снеговика остаются лишь бесформенные комки снега.


Почему именно эта история была выбрана для сценария?


– Мне интересна история моей страны, – говорит Павел Дроздов. – Рассказ же Евгения Борисова «Ранняя оттепель» – не просто историческая выдержка. В нем есть что-то очень трогательное. А ведь главное – снимать о том, что трогает душу, иначе нет смысла этим заниматься.


«Оттепель» была снята на профессиональную, но все же цифровую камеру. Победа этого фильма на Московском международном фестивале «Верное сердце» позволила Павлу снимать следующую картину уже на пленку. Так что его «Ножницы» – технически вполне профессиональное кино.


Главный герой этой ленты, Спартак, – добродушный чудак, которого уволили с завода с ёрнически-символическим названием «Госнож», а вместо зарплаты выдали… ящик ножниц. Неунывающий Спартак продает их на рынке (вырезая при этом из бумаги детишкам в подарок цветы и бабочек), а на вырученные деньги мечтает купить себе мотоцикл. Еще он мечтает жениться на любимой девушке.


Посвящается картина всем мечтателям.


– Самое главное, что я хочу этим фильмом сказать, – делится Павел, – что каждый, абсолютно каждый человек имеет право на мечту. А препятствием на пути к ее осуществлению встает общество – со своим безотносительным понятием «нормальности». Финал фильма драматичен: героя бьют. Бьют, а он – улыбается.


«Ножницы» можно назвать фильмом-символом. В нем много именно символических образов. По сравнению с «Оттепелью» в этой картине больше режиссерских находок. Как говорит об этом Павел, «есть истории, которые просто рассказываешь, а есть такие, которые самому режиссеру нужно прочувствовать» и подать зрителю как срез определенных чувств.


Сценарий «Ножниц» написала студентка отделения драматургии Института кино и телевидения Гульнара Гареева.


– Сценарий искали долго, – рассказывает режиссер. – Я перечитал очень много рассказов, но ни один не подошел для переработки в киносценарий. Обратился к своему мастеру по драматургии Николаю Винокурову, и он прислал мне порядка трех десятков сценариев своих студентов. Я отобрал два. И оба они оказались одного автора – Гульнары Гареевой. Видимо, мы с ней думаем на одной волне.


По второму сценарию Гульнары Гареевой Павел уже снял новое кино. С интригующим названием «Такая же, как и не ты». Сейчас картина в процессе монтажа.


– Это фильм о семье, – говорит режиссер. – О том, как люди от безрассудности ее разрушают, начинают жить только своей жизнью. А после некоего события понимают: самое важное, что у них есть, – это их родные.


Не поздно ли понимают? На этот вопрос Павел отвечает:


– Зритель решит сам. Но я считаю, что нет ничего непоправимого. Только смерть, наверное. Всё остальное поправить можно, сделать шаг назад и сказать «прости». Нужно уметь прощать.


Фильм «Такая же, как и не ты» Павел Дроздов мыслит как завершение цикла из трех картин, объединенных темой «провинциальная история». Все три фильма сняты в Твери.


– У нас замечательный город для съемок, – считает Павел. – Очень много натуры. Преимущество Твери с точки зрения кинопроизводства в том, что здесь можно снять и «большой город», и «маленький городок». Я люблю Тверь. Я здесь родился, здесь живет моя семья, сын ходит здесь в школу, и я тоже хочу жить и работать здесь.

Источник: Тверь ИНФО