Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Экономика

Чиновничий интерес топительном сезоне

Пятница, 18 сентября 2009

Как быстро летит время, особенно если оно проходит в неустанной борьбе. В данном случае на «карту» поставлены нормативы по теплообеспечению жилых домов Твери. Быть ли этим нормативам, как того требует закон, обоснованными. Или же такими, которые позволяют откачивать из кармана населения значительные суммы, которые, как горячая вода в гнилой трубе, исчезают неизвестно в каком месте. Кто же с кем борется? Как ни странно, с одной стороны – общественность города, то есть население, с другой – их избранники, Тверская городская дума со своими службами. У думы есть сильный союзник в лице исполнительной власти.







А там, где чиновник встал на защиту своих интересов, остальным борцам делать нечего – победа все равно будет за ним.


И это отнюдь не голословные утверждения. Это выводы, сделанные исключительно на основании анализа имеющихся на этот счет документов.


Начнем по порядку. Увы, не один год наша общественность, граждане бомбардировали руководство Твери обращениями по поводу необоснованности действующих нормативов на потребление городским населением тепла и воды. В ответ получали отписки. И вот наконец при принятии бюджета города на 2008 год (как быстро летит время!) руководство Твери признало, что срок действия нормативов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение истек… в 2005 году. И в связи с появившейся необходимостью пересмотра четырех нормативов (отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения) из бюджета на эти цели направлялось 1 миллион 100 тысяч рублей.


Продумав над этой идеей год (получается, что население оплачивало услуги ЖКХ по устаревшим нормативам уже в течение трех лет!), департамент ЖКХ администрации города заключил договор на проведение независимой экспертизы с ООО «Аудиторско-консалтинговая фирма «Интеллект», но только на один норматив из четырех: потребление тепловой энергии на отопление жилых домов. Надо полагать, у специалистов департамента ЖКХ возникли большие трудности с подготовкой технического задания по всем четырем нормативам, потому что с финансированием как раз проблем-то и не было.


Фирма «Интеллект» произвела расчет в соответствии с полученным техническим заданием. И вот что интересно: «фирменные» расчеты полностью совпали с расчетами, еще в июне 2008 года представленными в исполнительные и представительные органы муниципалитета советом общественной палаты Твери. В официальном обращении к тогдашним руководителям – заместителю главы администрации Твери Александру Голодному и председателю Тверской городской думы Людмиле Полосиной, в частности, говорилось:


«Совет общественной палаты г. Твери обращается к вам с настоятельным требованием ускорить процесс корректировки нормативов теплопотребления по отоплению жилых домов города Твери в соответствии с Жилищным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ №№ 306, 307 от 23.05.2006 г. и данными метеослужбы о средней температуре наружного воздуха в отопительный период за последние 5 лет. Исходя из данных договора на поставку тепловой энергии, утвержденного Тверской городской думой, норматив по отоплению жилых домов в предстоящем отопительном сезоне 2008–2009 гг. должен составить 0,0223 Гкал/кв. м в месяц.


Корректировка действующего норматива 0,0257 Гкал/кв. м в месяц, принятого еще в 2001 году, позволит уменьшить финансовую нагрузку на население, тем более что планируется существенное увеличение тарифа на тепловую энергию, что приведет к значительному росту оплаты за отопление жилых помещений».


Казалось бы, данные, полученные от опытных экспертов, должны были убедить начальников от ЖКХ в справедливости требований общественности о необходимости приведения нормативов по теплопотреблению в соответствие с законом. Однако департамент ЖКХ, объединившись с контрольно-счетной палатой (КСП) гордумы, пошел в атаку на полученные результаты. На экспертов обрушился град претензий.


По мнению председателя КСП Ильи Дунаевского, эксперты с заданием не справились. Однако все высказанные специалистами КСП претензии были очень легко опровергнуты, на все их замечания эксперты дали обоснованные ответы. И даже попеняли нашим специалистам на имеющуюся в некоторых замечаниях некорректность. Но, надо полагать, эксперты не учли страстного желания наших некоторых чиновников от ЖКХ, в частности, заместителя начальника департамента ЖКХ Галины Савицкой, и примкнувших к ним специалистов КСП во что бы то ни стало удержаться на завышенных действующих нормативах. Спрашивается, зачем им это нужно? А это вопрос, и очень интересный! Ведь всякое завышение нормативов потребления ведет к удорожанию услуг ЖКХ. Страдает от этого не только население, но и очень сильно – бюджет. Поскольку казна оплачивает не только жилищно-коммунальные услуги социально значимых объектов, но и субсидии неимущим гражданам на оплату жилья. Так какой же, спрашивается, резон чиновникам фактически отстаивать это увеличение бюджетных платежей?


Этот вопрос задала член Общественной палаты Тверской области Маргарита Ханская в своей статье «Кого кормят завышенные нормативы?» ( «Тверские ведомости» № 21 от 22–28 мая 2009 г.). Председатель палаты Владимир Суслов официально обратился к главе администрации Твери Василию Толоко с просьбой найти возможность для рассмотрения данной публикации и ответить в адрес палаты по существу поднимаемых в ней проблем. И была сделана такая элегантная приписка: «Надеемся, что благодаря Вашей компетентности и внимательному отношению к предложениям общественности, ситуация в жилищно-коммунальной сфере изменится к лучшему».


Ответ не заставил себя ждать. Он пришел за подписью главы Администрации Твери В.Б. Толоко, его заместителя Н.М. Савченко, заместителя начальника департамента ЖКХ Г.П. Савицкой, начальника отдела нормативно-правового регулирования департамента ЖКХ М.А. Цымбал.


Ответ заслуживает того, чтобы процитировать его полностью, но, в целях экономии газетной площади, ограничимся отдельными, наиболее характерными местами:


«В настоящее время в Твери действуют нормативы, утвержденные решением Тверской городской думы № 185 от 21.12.2001 г., которые являются едиными для всех многоквартирных домов независимо от этажности, степени износа и благоустройства».


Извините, господа, а как же быть с вашим собственным утверждением, что, в соответствии с действующим законодательством, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются сроком на три года, а срок действия нормативов на «тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение истек еще в 2005 году»? И как быть с представлением прокурора Центрального района о приведении решения Тверской городской думы № 185 от 21.12.2001 г. в соответствие с федеральным законодательством? В представлении прокурора указывается на то, что действующие на территории Твери нормативы потребления коммунальных услуг не пересматривались уже в течение шести лет, что «свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления г. Твери в части исполнения обязанности по организации в границах городского округа теплоснабжения».


Далее: «Учитывая многочисленные обращения жителей города и имевшие место разногласия между ОАО «ТГК-2» и управляющими организациями, было принято решение о проведении экспертизы по расчету нормативов потребления на услуги отопления жилых зданий».


Извините, получается, что город пошел на экспертизу, уступив напору недовольных жителей, а не потому, что этого требовал закон? Эта маленькая уловка становится понятной из дальнейшего текста:


«Расчет нормативов потребления на отопление жилищного фонда города Твери, представленный ООО «Аудиторско-консалтинговая фирма «Интеллект» (г. Москва), показал, что существующий норматив 0,0257 Гкал/ кв. м в месяц, действующий на территории г. Твери, существенно не отличается от средневзвешенного норматива, рассчитанного на жилой фонд с учетом температуры наружного воздуха за последние 5 лет и должен составлять 0,0257 Гкал/кв. м в месяц.


На основании полученного экспертного заключения подготовлен проект решения Тверской городской думы «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах и жилых домах города Твери, необорудованных приборами учета», который в ближайшее время, после согласования в администрации города, будет направлен на рассмотрение в Тверскую городскую думу».


Вот где собака зарыта! Нашим чиновникам от ЖКХ крайне нужно было, чтобы эксперты представили им не те выводы, которые были получены в результате экспертизы в соответствии с техническим заданием, а результаты, которые отвечали бы их интересам. Путем «выкручивания» рук экспертов заставили еще раз выполнить расчет, но уже по методике, утвержденной приказом Госкомстроя РФ № 105 от 06.05.2000 г., которая изначально не могла быть применена для расчета нормативов теплопотребления. А применяется она исключительно для «определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального хозяйства», то есть в наружных сетях теплоснабжения с учетом всех теплопотерь. А теплопотери в наружных сетях, как известно, включаются в тарифы на теплоресурсы. Другими словами, с населения пытаются взять дважды за один и тот же продукт, и контрольно-счетная палата вместе с отдельными депутатами думы и чиновниками департамента ЖКХ этому способствует. Хотя по своему статусу должна была бы препятствовать. Думается, что таким образом вводится в заблуждение и население, и недавно назначенный глава администрации, и вновь избранные депутаты. Многие ведь не специалисты, и вникнуть в проблему, которая формировалась годами, за политическими разборками им просто недосуг.


Между тем во все двери стучится начало отопительного сезона, и при таком раскладе жителей будут ждать платежки за тепло по старым нормативам, завышенным более чем на 15 процентов, и по значительно увеличенным тарифам. Готовьтесь, граждане!

Источник: Тверь ИНФО